"День сурка" или ошибки памяти
Жить в одном и том же дне, наверное,
хотел бы попробовать каждый.
И оказывается это, в некоторой степени,
возможно! В данной статье приведены истории жизни двух людей,
с которыми жизнь сыграла подобную шутку.
Рассмотрим случай Клайва Уиринга,
талантливого музыканта и эксперта в области старинной музыки, заболевшего
в результате вирусной инфекции,которая привела, в свою очередь,
к обширному мозговому поражению.
У Клайва Уиринга настолько слабая
память, что он не может вспомнить о том, что происходило более
чем минуту назад.
Поэтому в каждый момент времени он убежден в том, что только сейчас обрел сознание. Он ведет дневник, отражающий это навязчивое убеждение; в нем страница за страницей идут записи, указывающие дату, время и тот факт, что сознание только что вернулось.
Когда же его ставят перед очевидным фактом наличия у него ясного сознания в более ранний период, например, когда ему показывают в видеозаписи, это вызывает у него потрясение и он отрицает очевидное даже много лет спустя после пребывания в этом состоянии.
Таким образом
он, оказавшись лицом к лицу с ужасной реальностью жизни, ограниченной
для его сознания несколькими секундами, держится за то, что к нему
только что вернулось сознание, ожидая, что в будущем все будет хорошо.
При появлении жены Клайв радостно
приветствует ее, подобно человеку, который не видел свою любимую
много месяцев.
Она выходит из комнаты на две-три минуты и возвращается, при этом радостная встреча повторяется с тем же накалом эмоций, причем каждый раз сходным образом. Клайв живет в перманентном настоящем и не способен заметить изменения или использовать прошлый опыт для предвосхищения будущего. Он сам однажды так описал эту ситуацию:
"Это ад на земле. Как будто ты мертв - все время!".
Долговременная память Клайва пострадала
не так заметно, как его кратковременная память. Тем не менее
она серьезно ослаблена - он знает, кто он такой,и может в общих
чертах описать свою прошлую жизнь, но почти не упоминая подробностей.
К примеру, он не уверен в том, что он состоит в браке со своей нынешней второй женой. Он мог вспомнить, при соответствующих подсказках, некоторые факты из своей жизни, например то, как он пел перед Папой Римским во время папского визита в Лондон или дирижировал оркестром во время первого исполнения "Мессии" в Лондоне с аутентичными инструментами и декорациями.
Он написал книгу про композитора Лассо, но фактически
ничего не мог о нем вспомнить. Его зрительная память также пострадала
- он провел четыре года в Кембридже, но не смог узнать на фотографии
здание университета. Его общая эрудиция также существенно снизилась
- он понятия не имел, к примеру, кто автор "Ромео и Джульетты".
При этом одна сфера осталась в значительной
степени сохранной, а именно - его музыкальные навыки.
Как-то раз его жена вернулась домой и обнаружила, что у него в гостях
весь его бывший хор и он дирижировал им так же, как и в прежние
времена.
Он мог читать ноты с листа, аккомпанировать себе на клавесине,
играя достаточно сложную музыку, и петь с большим умением и чувством.
Увы, переход от музыки обратно в безнадежное состояние амнезии особенно
его угнетает, в результате чего музыка не дает ему того утешения,
на которое можно было бы надеяться.
Клайв пребывает в таком состоянии с 1985
года. Он все еще убежден, что только что проснулся.
Он до сих пор живет в безнадежном вечном настоящем.
Он не может читать книги, поскольку не способен следить за развитием сюжета; его также не интересуют текущие дела, они для него бессмысленны, поскольку он не помнит их контекста. Выходя на улицу, он тут же теряется.
Он действительно узник, прикованный к маленькому островку сознания
в океане амнезии.
Сердечный приступ случился у Мельтцера в возрасте 44-х лет, следствием чего явилась шестинедельная кома в сочетании с неглубокой амнезией.
Он узнал родных и друзей, хотя и не всех. Он вспомнил, как его зовут и кем он работает. Он решил, что у него двое детей, хотя у него был только один ребенок, и посчитал, что ему 33, а не 44 года.
Когда он возвращался домой, дорога показалась ему незнакомой, но свой дом он узнал. Однако он не мог вспомнить, где лежат какие вещи, и ему пришлось заново учиться включать магнитофон, менять бритвенное лезвие и ставить будильник, причем процесс обучения шел сравнительно медленно.
У него как бы потерялся доступ к "сценариям" ежедневной жизни.
Он описывает: "Из-за неспособности совершать действия, привычные в прошлом, стало возникать ощущение беспомощности. Где нужно оплачивать счета? Как починить сломанный стул? Куда надо заливать масло в автомобиле?.. Куда лучше всего поехать во время отпуска? Как доехать куда-либо? Где остановиться? Что мне нравилось или не нравилось во время предыдущих отпусков?"
Он также страдал от более общих проблем
когнитивного характера: "Нарушилась организация мышления... Я с
трудом удерживал факты в голове, у меня не получалось их структурировать...
При сравнении нескольких предметов возникало затруднение оттого,
что я не мог удержать в голове эти предметы или результат только
что проведенного сравнения".
Пространственная память также претерпела
серьезные нарушения: "Даже внутри здания потеряться для
меня было парой пустяков, и порой мне требовалось несколько дней,
чтобы понять и запомнить, как выбраться из здания. Во время прогулок,
даже в знакомой местности, я постоянно мог потеряться".
Подобные проблемы, разумеется, сильно
затрудняли ему жизнь. Отношения с людьми также страдали вследствие
дефекта памяти: "Ведение беседы стало настоящим испытанием.
Часто в разговоре со знакомыми людьми мне было трудно вспомнить их имена, женаты ли они, а также все, что касалось моих с ними взаимоотношений. Я спрашивал моего собеседника, где его жена, и мне отвечали, что я присутствовал на ее похоронах два года назад...
Часто, если у меня не было возможности немедленно высказать то, что пришло мне в голову, я забывал то, что хотел сказать, и разговор переходил на другую тему. И тогда я уже не мог ничего сказать. Я не мог запомнить никакой информации о текущих событиях, о которых я читал в газете или смотрел по телевизору. Я забывал даже пикантные сплетни.
И чтобы
иметь возможность что-то сказать, я начинал говорить про себя и
про свое "состояние". Беседа со мной сделалась невыносимо скучной".
Даже отдых стал затруднителен: "Просмотр
кинофильмов и телевизора стал работой. Если есть сюжет, то проблема
в том, чтобы вспомнить начало и кто действующие лица... Что касается
спортивных телепрограмм, проблема в том, чтобы помнить, где какая
команда, какая команда выигрывает, какие игроки ведут и как они
играли раньше".
Несмотря ни на что, Мельтцеру удалось
совладать с неизбежными трудностями; он сумел вернуться к своей
работе и даже написать статью.
Книга по теме: Оливер Сакс "Человек, который принял жену за шляпу"
Тренажёр для мозга |
Подписаться
Бесплатные почтовые рассылки по саморазвитию.
Уже подписалось более 17 тысяч человек.